Геоход ТПУ сейчас проходит свои первые испытания на площадке Кемеровского опытного ремонтно-механического завода (КОРМЗ). Первым «препятствием» для аппарата, который предназначен для быстрой прокладки тоннелей под землей, стал 10-метровый бетонный блок. Испытания не имеющей аналогов сибирской разработки закончатся в июле. Задача ученых — проверить характеристики опытного образца геохода и сделать необходимые доработки, чтобы в последующем создать его коммерческий образец.

Разработали уникальный аппарат ученые Юргинского технологического института (ЮТИ) ТПУ и Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН. Изготовлен геоход на базе Кемеровского опытного ремонтно-механического завода.

Аппарат не имеет аналогов не только в России, но и в мире. Геоход Томского политеха может быть использован для прокладки тоннелей, подземных коммуникаций, при строительстве метро, для спасения людей от последствий стихийных бедствий и так далее. Интерес к разработке сегодня уже проявляют госструктуры по линии МЧС и Минобороны, а также «Мосметрострой», а также другие предприятия.

Сейчас опытный образец геохода проходит свои первые испытания на площадке КОРМЗ. Для того, чтобы их провести, специалисты предприятия отлили технологический блок из бетона 6х6х10 метров, в котором аппарат должен пройти выработку.

«Испытания проводятся поэтапно. Геоход проходит технологический блок на определенное расстояние, затем мы останавливаем работу, проверяем его техническое состояние, делаем замер параметров, оцениваем результат, при необходимости корректируем план работ и снова запускаем аппарат. Наша задача — на доступных нам десяти метрах получить как можно больше научно-технической информации и проверить заявленные характеристики, которые были заложены в техническом задании на создание опытного образца», — рассказывает заведующий кафедрой горно-шахтного оборудования ЮТИ ТПУ Антон Казанцев.

Прототип геохода представляет собой цилиндрический корпус 3,2 метра в диаметре и 4,5 метра в длину. Главное его преимущество перед существующей сегодня техникой в массе и габаритах. Например, проходческий щит аналогичных размеров весит порядка 50 тонн (а есть и больше, достигающие весом до 500 тонн).  Вес геохода — всего около 20 тонн.

Существующая горная техника, отмечают ученые, работает как раз за счет собственного веса. Чем больше вес, тем большее напорное усилие можно передать на забой. Саму геосреду она не задействует. Геоход же не только движется в твердой среде, но и использует ее для создания тягового и напорного усилий.

«На внешнем контуре геохода есть специальные фрезы, внешние движители, а на хвостовой секции­ крылья, как элемент противовращения. Всю силовую раскладку мы передаем на геосреду, на породу, и тогда, впервые в горном деле, мы решаем классическую проблему — снижение массо-габаритных характеристик»,— поясняет Владимир Аксенов, профессор ТПУ, заведующий лабораторией подземной робототехники Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН.

Стоимость проекта составила 200 млн. рублей, это собственные средства КОРМЗа и средства, выделенные Министерством образования и науки РФ. Отметим, что геоход практически целиком состоит из отечественных комплектующих.

Разработка многоцелевого комплекса «Геоход» началась в мае 2013 года в рамках Постановления Правительства № 218. Работа политехников осуществляется совместно с ОАО «КОРМЗ», кемеровской компанией «Финист», Федеральным исследовательским центром угля и углехимии СО РАН, инженерами машиностроительных предприятий.

Источник: ИНО Томск